Цифровая Платформа ЭКО: Интервью С Камилем Закировым

Все новости
08 апреля, 2022

Журнал «ROGTEC», Апрель 2022, Камиль Закиров, исполнительный директор «Цифровая Платформа ЭКО»


Сейчас, когда мир движется в сторону цифровизации операций добычи нефти и газа, мы беседуем с Камилем Закировым, главным исполнительным директором Цифровой платформы ЭКО. В данном интервью мы обсудим «цифровое развитие» российского нефтегазового сектора и узнаем о платформе ЭКО – полностью цифровом решении для операций бурения и строительства скважин.

Последние годы показали тенденцию в сторону цифровизации нефтегазовых операций во всем мире. Каким Вы видите это развитие и восприятие «цифрового месторождения» внутри России?

Мы наблюдаем большую активность в данном вопросе и в России, и в мире. Индустрия поверила, что цифровизация может обеспечить значительный рывок в вопросе повышения эффективности всех процессов. Больших прорывов в классической тройке «Люди-Процессы-Технологии» в последнее время не наблюдается и не предвидится, потому что «люди обучены, процессы настроены, технологии близки к совершенству».

Цифровизация подготовлена не только улучшить каждую составляющую этой тройки, но и стать четвертым, самостоятельным слагательным этого уравнения борьбы за эффективность. Вопрос цифровизации перестал быть теоретическим, он активно переходит в практическую плоскость – период создания и внедрения, проб и ошибок, период больших изменений.

Сегодня мы видим растущее число «цифровых решений», предлагаемых на рынке, особенно в сфере строительства скважин. Имея такое потенциально огромное количество возможностей и вариантов цифровизации операций – о чем стоит подумать оператору или сервисному подрядчику, чтобы провести свою успешную трансформацию в цифровую среду?

Сегодняшняя ситуация схожа с Золотой Лихорадкой. Люди поверили в Цифровой Эльдорадо и дружно кинулись его искать. Кто-то вдумчиво и системно, а кто-то хаотично и беспорядочно. Лихорадка происходит с обеих сторон – и со стороны разработчиков цифровых решений, что понятно, но также и со стороны пользователей, которые ищут лучшие цифровые решения, поскольку понимают, что это во многом вопрос их конкурентоспособности.

Проблемой со стороны разработчиков является то, что часто, в попытке оседлать волну спроса, разработчики продают красивую картинку, приправленную популярными словосочетаниями «искусственный интеллект», «машинное обучение» и прочими фразами, цепляющими воображение клиентов, а за красивыми картинками прячутся расчеты, производимые в Excel и много ручной работы.

Проблемой клиентской стороны часто является неподготовленность персонала и потому неспособность качественно сформулировать техническое задание. Поэтому также часты и метания из стороны в сторону, и бравые отчеты о том, что «Мы уже всё оцифровали!»

Системность, вдумчивость и комплексный подход – три главных инструмента, с которыми надо подходить к задаче цифровизации.

Расскажите нам, пожалуйста, об платформе ЭКО, её концепции для рынка цифровизации.

Десятилетиями индустрия мечтает о безлюдной, полностью автономной буровой установке, способной понимать ситуацию, принимать решения, и самостоятельно бурить самые сложные скважины.
Современное буровое «железо» уже почти готово к этому – индустрия производит качественные буровые установки с большим количеством роботизируемого оборудования. Мегасложной является задача оснастить это железо качественной логикой и интеллектом.

Без преувеличения, ЭКО – это последний шаг к полностью автоматическому и автономному бурению.
ЭКО описывает и управляет всей технической и физической частью жизненного цикла нефтяной, газовой и геотермальной скважины – проектирование, бурение, заканчивание, добыча, консервация. То, на что пользователь обычно использует десятки различных инструментов, объединено в едином умном продукте, сердцем которого является динамический цифровой двойник, осуществляющий такие замечательные функции, как автоматическое проектирование скважины, анализ процессов бурения в реальном времени, предиктивная аналитика, и огромное множество других удивительных функций и возможностей. Все это в едином, удобном, легком для понимания и использования, и недорогом инструменте.

Платформа соединяет и интегрирует всю цепочку добавленной стоимости — от операторов и буровых подрядчиков, до всех сопутствующих сервисов и технологических компаний. Чья же тогда будет ответственность за внедрение и эксплуатацию платформы? И кто будет тем ответственным лицом, принимающим окончательное решение, когда система выдаст предупреждение или предложит изменения в изначально согласованном плане бурения?

Да, ЭКО объединяет всех участников процесса: заказчика, инженеров, буровых и сервисных подрядчиков, супервайзеров. Она создает для всех участников прозрачную и предсказуемую информационную среду, она усиливает всех участников анализом ситуации в реальном времени, предиктивной аналитикой, автоматически выполняет огромное количество рутинной работы. Но это не устраняет саму производственную цепочку, она кратно улучшает ее эффективность и качество работы. Ответственность принятия решений никуда не ушла от тех специалистов, которые их ранее и принимали, но пришли прозрачность, предсказуемость, скорость и качество принимаемых решений. Кратно увеличилась продуктивность.

На каких нефтяных месторождениях ЭКО уже применялась в России?

ЭКО активно используется в Волго-уральском регионе, в Восточной Сибири. Есть хороший опыт в Западной Сибири. Сейчас одновременно запускаемся на новых проектах в Нижней Волге, Причерноморье, и в Республике Коми.

Почему платформа была выбрана для этих операций, и в чем была ее необходимость?

Комплексность подхода платформы, полнота функционала, качество применяемых решений, самые современные технологии, простота использования и доступность владения – основные. Одним словом, эффект от использования ЭКО не однократный, и не одновекторный.

Возможна ли интеграция платформы с другими цифровыми решениями, которые на данный момент используются компаниями-операторами и буровыми подрядчиками?

Это возможно ключевой вопрос. У нас есть много примеров, где пользователь – нефтяная компания, также есть много, где пользователь – буровой подрядчик. Однако, наилучшие показатели достигаются в случаях, когда пользователями являются одновременно все участники процесса строительства скважины – и операторы, и буровые подрядчики, и сервисные компании.
В таком случае все работают в единой аналитической среде, в максимально конструктивной, прозрачной и предсказуемой атмосфере, в режиме максимального сотрудничества. И в этой модели достигаются наилучшие результаты.

Каковы ваши планы по продвижению данной платформы за пределами России? Прилагаете ли вы к этому усилия в международном плане?

Наш продукт максимально интернационален. Он создан для пользователей, говорящих на английском, русском и китайском языках. Всего с момента своего появления система успешна запущена и протестирована на четырех континентах. Сегодня мы работаем на объектах в США, Казахстане, Узбекистане. До конца 2021 года запускаемся в двух европейских странах. На начало 2022 года намечен запуск в регионе Ближнего Востока.

Пожалуйста, уточните ключевые преимущества от внедрения ЭКО в процессе строительства скважин. Если вкратце, то примерно так:

 

● В краткосрочной перспективе – максимальная прозрачность и предсказуемость и значимые улучшения по широкому спектру показателей;

● В среднесрочной – затраты на бурение одной скважины сокращаются на сумму до 30%;

● В долгосрочной – переход на полностью автоматизированное, а потому безаварийное и недорогое бурение.

Москва, 29 янв — ИА Neftegaz.RU. О цифровых решениях в бурении рассказывает Камиль Закиров — сооснователь цифровой платформы «ЭКО», выпускник Самарского государственного технического университета, Оксфордского колледжа энергетических исследований и Бизнес-школы университета INSEAD, в прошлом — вице-президент Weatherford International в России и странах СНГ и генеральный директор ГК Таргин.

Камиль Закиров
Сооснователь 
проекта ЭКО
Photo
— В нефтегазе, как практически во всех других индустриях, вопрос цифровизации является, пожалуй, самой модной и горячей темой. Мы понимаем, что само слово цифровизация может означать что угодно от цифрового документооборота до систем анализа больших баз данных и сложных математических вычислений с использованием элементов искусственного интеллекта. Чем конкретно занимается Ваша компания?

Большинство изобретений в материальной части нашей индустрии были сделаны годы и десятилетия назад. Во всех трех направлениях на сегодняшний день решения близки к идеальным: индустрия обладает огромным опытом и обширными данными, на которых строятся все следующие решения; оборудование и технологичное, и надежное; уровень оптимизации бизнес-процессов на максимально высоком уровне. Подавляющее большинство последних изобретений и нововведений находятся на уровне «улучшайзинга», каждое из которых улучшает общую экономику на доли процентов, и кажется, что больших революций не предвидится.

Где найти возможность получить действительно значимые изменения, способные одновременно повысить качество и безопасность буровых работ, увеличить скорость строительства скважин и уменьшить общие затраты на строительство скважин на 20 % и на 30 %?

Большой прорыв следующего уровня нам даст цифра. Не просто абстрактная цифра, а я бы сказал, умная и комплексная цифра, способная моделировать, анализировать, предсказывать и управлять. Мы видим, что с развитием технологий наиболее слабым звеном агрегатно-механических систем становится человек, этими системами управляющий. Человек не способен производить массированные и бесперебойные вычисления, он может забывать или ошибаться, человек устает. Ну и просто не во всех средах человек может находиться и работать.

0
%